Лоскутный Бианки. Елена Фоломьева

Елена Фоломьева – замечательный мастер арт-квилтинга, известный популяризатор лоскутного шитья, преподаватель, автор книги и сайта, посвященных квилтингу, профессионал и просто очень интересный и увлеченный человек. Беседой с Еленой Александровной мы начинаем серию интервью с российскими мастерами-лоскутницами.

Елена, Вы – известный мастер арт-квилтинга. Скажите, было ли в Вашей жизни увлечение традиционным лоскутным шитьем, или Вы сразу нашли себя именно в этом направлении?

Сразу скажу, что не считаю себя «известным мастером». Да, я прошла в арт-квилте большой путь, но для подобной оценки мне еще очень и очень далеко.

Всё началось в далеком 1996 году, когда подруга привела меня на курсы лоскутного шитья. Мы собирались раз в две недели, преподаватель показывала нам блоки и объясняла, как их шить. Швейных машин не было и всё приходилось пробовать самостоятельно дома. Меня сразу «захватила» изобразительная сторона процесса, когда из отдельных лоскутков получалась новая цветная поверхность, новые узоры. Но постепенно желание отойти от предложенной схемы и отображать в панно свою идею, образ, мысли взяло верх. И я окончательно перешла в стан арт-квилтеров.

Расскажите тем, кто незнаком пока с арт-квитами, как происходит работа над ним? Какие материалы используются? Существуют ли особенности в технологии?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Часто работу над арт-квилтом сравнивают с живописью (знаю многих художников, которые оскорбятся таким сравнением). У художника появляется идея – он идет и воплощает ее в материал. Материалы могут быть самые разные, начиная с традиционных хлопковых тканей и заканчивая, например, строительным «тайвеком».

Арт-квилт – это не только понятная картинка из лоскутков. Тут, как и в других направлениях искусства, есть много разных течений. Один и тот же пейзаж можно выполнить как минимум в 7-8 разных техниках и стилях, начиная от абстракции и заканчивая стилизацией под любую живописную технику. Разумеется, в каждом случае будет своя технологическая последовательность процесса.

Ожидание цветения

Елена, заранее прошу прощения за вопрос, вероятно, он покажется Вам смешным. Помогите разобраться в арт-квилтах: что главное в этом направлении? На что нам, как зрителям, следует обращать внимание? Как понять, что эта работа, например – шедевр?

Знаете, в любом виде искусства не существует однозначных критериев определения шедевра. Даже с оценкой работ маститых мастеров далеко не все соглашаются, что уж говорить о «рядовых» художниках.

Например, в Эрмитаже есть экскурсионные абонементы – можно записаться и раз в месяц ходить в музей на лекцию. Опытный экскурсовод будет водить вас по залам и, показывая картины, рассказывать, что к чему и почему эта работа попала в разряд классики/шедевров. Надо много увидеть и узнать, чтобы начать разбираться в сюжетах, истории искусства и т.п.

С квилтами – похожая история. Чем больше вы ходите на выставки, чем больше вы видите работ (совершенно разных по стилю и техникам), чем больше вы читаете в интернете блогов и сайтов, тем лучше вы начинаете разбираться в теме. А уж если можете пройти какие-то специализированные курсы – очень хорошо!

Завтрак на траве

Натюрморт

Листая альбомы с различных выставок, я замечаю, что в Америке и России лоскутницы, в основном, шьют в традиционных техниках, выбирают классические блоки. А в Европе больше современных квилтов. Так ли это, или это ошибочное впечатление?

Нет, ваше впечатление ошибочно. И в Европе, и в Америке, и в России достаточное количество и арт-квилтеров, и традиционных лоскутниц. Не забывайте, что выставки, фестивали проходят в разных номинациях. Например, у нас в Питере есть фестиваль «Традиция» — это ведь не значит, что арт-квилта в Питере не существует? На «Лоскутном Перекрестке» (Эльзас, Франция) львиная доля работ «арт», но в то же время есть несколько выставок старинных традиционных квилтов из частных коллекций.

Деревенское лето

Можно ли говорить о «моде» в арт-квилтах, о какой-то теме, которая популярная в данный момент?

Как правило, когда появляется какой-то новый материал, все тут же бросаются его пробовать и использовать. Например, когда появился водорастворимый флизелин, дающий возможность создания объемных или ажурных элементов, сразу появилось большое количество работ с такими частями. Появится что-то еще – обязательно будем экспериментировать, а как же! Это ведь так интересно.

Особенно популярные темы? Всегда будут популярны котики, цветочки и портреты по фотографиям. Это, как говорится, темы «на века». 🙂

Гербарий

 

Елена, Вы по образованию – математик-преподаватель. Помогает ли математика в квилтинге?

Логическое мышление никогда никому не мешало ). Умение разбить процесс на этапы, а затем собрать все воедино – очень полезный навык, по-моему.

В 2010 г. в Санкт-Петербурге открылся первый учебный центр по квилтингу и пэчворку «Мир Шитья». Можно ли сравнить уровень интереса к пэчворку тогда и сейчас, 4 года спустя. Он вырос?

Я руководила учебным центром «Мира Шитья», но в 2011 году ушла с этой должности. Тяга создавать перевесила социальные преимущества работы руководителем-администратором. В данный момент я продолжаю преподавать в Школе лоскутного шитья Марины Концевой. И могу сказать, что интерес к лоскутному шитью, во всяком случае, не изменился. Мы каждый год набираем группы желающих научиться работать с лоскутками. И средний возраст учащихся заметно снижается, т.е. к нам приходит все больше молодежи.

Quilt Fest 2014 на стенде у Марины Концевой 

 

Елена, все Ваши работы – авторские, Вы сами создаете рисунки, дизайн. Какие сюжеты Вам близки? Как приходит идея очередной работы?

Однажды моя приятельница в шутку назвала меня «лоскутным Бианки» (Бианки – русский писатель, автор многих книг о природе для детей). Потому что большинство моих работ – о природе. О птицах, растениях, деревьях, жуках и т.п. Я делаю то, что мне близко, что нравится, что считаю красивым и хочу показать зрителю.

Идеи работ нахожу везде, где только можно. Надо только повнимательнее посмотреть вокруг – столько красоты нас окружает! Например, торопишься домой, накрапывает дождик. Сворачиваешь на знакомую аллею и вдруг натыкаешься взглядом на ветку липы. И видишь, как на «изнанке» прозрачного на свету листа спрятались мошки с большими слюдяными крылышками. И тонкий зеленый лист для них – надежная защита. И вот это сочетание хрупкости и силы так поражает, что стараешься сохранить в памяти и цвет, и линии, чтобы, придя домой, зарисовать. А потом использовать в какой-нибудь работе.

Шиповник

 

Шум берёз

 

Какой опыт дают Вам выставки? Какие отзывы получаете?

В 2013 году на «Лоскутном Перекрестке» моя работа принимала участие в конкурсной выставке на тему «Искажение». В тот раз она не получила никаких призов, зато целый год в составе выставки была показана во многих городах по всему миру. Я считаю своей маленькой победой уже сам факт «попадания в обойму», потому что на тот конкурс было подано более тысячи заявок, а отобрали всего 42.

В 2014 году я провела две персональных выставки — в Бирмингеме и в Вельдховене. В Бирмингем меня пригласили в качестве члена российской делегации редакторы журнала «Чудесные мгновения». А для Вельдховена мои работы выбрала организатор фестиваля.

Конечно, такие приглашения были для меня неожиданными и очень волнительными. Ведь хочется показать свои работы с самой лучшей стороны.

О своих впечатлениях я подробно рассказала в своем блоге: http://folomeva.blogspot.ru/2014/08/2014.html 

Сожаление о скошенном разнотравье

Сожаление об  ушедшем лете

 

Елена, дайте совет тем, кто хочет попробовать себя в арт-квилтинге. С чего начать? Работы каких мастеров смотреть? На что обращать внимание? 

В принципе,  начать можно с любого места. 🙂 Я бы посоветовала новичкам, что называется, наработать базу. Т.е. больше смотреть и в интернете, и на выставках, и в журналах те работы, которые вам нравятся, которые хотелось бы повторить. Читать интервью, задавать вопросы, пробовать что-то новое для себя. Ходить на мастер-классы или курсы. Например, рекомендую вот этот сайт: http://www.textileartist.org. На нем регулярно публикуют интервью с различными мастерами, показывают фотографии работ, рассказывают о каких-то мероприятиях.

А самое главное, помните – не боги горшки обжигают! У вас непременно получится, только не опускайте рук!

Под шелест листьев

 

Росток

 

Ссылки по теме:

Сайт Е.Фоломьевой: http://folomyova.narod.ru/

Блог Е.Фоломьевой: http://folomeva.blogspot.de/

Facebook: https://www.facebook.com/elena.folomeva

Мой мир: http://my.mail.ru/mail/folomeva/

Save