Вера Сухова. Розовый слон, ЛОСЬкут и другие

Есть работы, которые потрясают твое воображение, а подобрать слова, чтобы объяснить, почему — не можешь. Такое потрясение я испытала от встречи с одним розовым слоном. Он был просто великолепный: стоял, ушастый, окруженный то ли мыльными пузырями, то ли сказочными цветами, а хобот у него был такой, такой… К такому хоботу очень хотелось прикоснуться.

Оказалось, что придумала и сшила этого слона Вера Анатольевна Сухова. И не только его! Адам и Ева, Лось, морские рыбки, панно «Брызги шампанского» – все, что я много раз видела в интернете и журналах – создала лоскутница из Иваново (а где еще, если не в российском текстильном крае, может жить и творить такой мастер?). Очень захотелось познакомиться с Верой Анатольевной поближе, а заодно рассказать о ней всем читателям сайта I love patchwork.

Вера Анатольевна Сухова – художник по текстилю. Давно и успешно занимается лоскутным шитьем и авторской одеждой. Неоднократный лауреат и призер Всероссийских фестивалей и международных выставок, Гран-при 6 фестиваля «Лоскутная мозаика России»2007.

Работы выставлялись во Франции (Лион, Париж, Эльзас), Германии (Берлин, Бадзаульгау), Италии (Милан, Тревизо, Эльба), США (Хьюстон и передвижная выставка по штатам), Англия (Бирмингем), Япония (Токио), передвижная по городам России, персональная выставка в центре дизайна и архитектуры «Artplay», Москва.

14 марта 2012 года присвоено звание «Народный мастер Ивановской области».

 

С разрешения автора публикуем рассказ «от первого лица»: о том, как все начиналось, о любимых работах и долгожданных победах.

Мои лоскутные университеты

Все свои «рукодельные» навыки в лоскутном шитье я получила в детстве от мамы, а она, в свою очередь, от своей мамы. Какой это неисчерпаемый клад я поняла только много-много лет спустя!

Я никогда особо не выделяла лоскутное шитье. Лоскуты и лоскуты. Ну, умею, и что? Подумаешь, невидаль! А шить всегда любила. Одежду. В 1994 г. принимала участие во Всероссийском конкурсе портных «Серебряная нить», организованным журналом «Бурда Моден». А в 1995 г. даже заняла первое место в категории профессионалов в региональном туре и вышла в финал в Москве. Там мне надарили кучу подарков, среди которых — большой белый чемодан с журналами «Бурда». Вот уж «клондайк» выкроек и рецептов! Там-то я и влюбилась в один лоскутный коврик! Захотелось сшить! И не просто «по-деревенски», как мама учила, а по всем правилам, «по-научному». Пэчворк, ведь, как ни крути!

 

Первая работа

Время было тогда тяжелое, в магазинах ничего не было, зато на каждом шагу стояли ларьки со всякой всячиной. А для моего коврика чего только не требовалось! Ткани само собой, но этого добра было много! Нужны были еще разные специальные инструменты и расходные материалы! С инструментами определилась быстро: их нет и взять негде! Вместо мата, линейки и круглого ножа – проверенные друзья-ножницы! А вот с прикладом сложнее. Нужен специальный флизелин, разлинованный треугольниками в 30 градусов. Где взять? Без него не сошьешь «по-науке»! Пошла в соседний ларек, купила 2 скатерти из прокламелина в букетах сирени и два вечера линовала их в мелкие треугольники. А дальше делала все строго по инструкции! Наигралась от души!

Что могу сказать? Даже, если считать, что у меня уже был готовый флизелин, и я не потратила уйму времени на разлиновку, весь процесс, описанный в журнале, показался мне очень затянутым и неоправданно трудоемким. Такого же результата можно было добиться другим, более рациональным народным способом! В то же время, стало очень интересно, как шьют другие лоскутницы. Собрала всю литературу, какую можно было достать в городе, и досконально изучила этот вопрос. Шила, шила, шила много! Обзавелась всеми необходимыми и не очень необходимыми (но очень рекомендуемыми инструментами). Что-то ценное брала на заметку, что-то перерабатывала, делая процесс рациональнее, что-то изобреталось по ходу дела. Здесь-то мне и пригодились знания и навыки, полученные от мамы! А уж когда я подружилась с интернетом, и получила возможность узнавать о самых последних достижениях в области лоскутного шитья: современных приспособлениях и инструментах, возможностях швейных машинок и новейших расходных материалов, самосовершенствование пошло семимильными шагами! Творческий процесс стал интереснее и интенсивнее.

Занималась педагогической деятельностью в «Школе пэчворка», очень активно участвовала в разных конкурсах и фестивалях, получила много наград, дипломов и медалей. В настоящее время занимаюсь лоскутным шитьем профессионально. Шью много и с удовольствием. От маленьких сувениров до больших одеял.

А тот первый бурдовский «европейский» коврик еще жив, старина! Он украшает русскую печь в нашем загородном доме.

 

Персональная выставка

С 11 по 14 апреля 2014 г. в рамках фестиваля «QuiltFest» в Москве проходила моя персональная выставка «Моей души лоскутные узоры» — любимые и знаковые работы за последние 10 лет. Отобраны они были не случайно.

Каждая из них мной очень любима и в свое время чем-то «отличилась» — получила дипломы и награды. Я постараюсь рассказать про них, почему они заслужили такую честь, в чем их «знаковость».

 

«Мои детища»

Самая старшая из них, пожалуй, «Брызги шампанского». Я сшила панно «Праздник жизни. Шампанское» в 2002 году на международный фестиваль в Хьюстоне, США. Фирма Хускварна, знаменитый производитель швейных машин, проводила конкурс среди квилтеров всего мира.

Был задан единый размер и тема «A Voyage of Self-Discovery» (Путешествие в собственный мир). Само собой, машинное исполнение! И вот, со всего мира было отобрано 50 работ, и две из них — мои!

 

Одна — «Я по городу гуляю», другая — «Праздник жизни. Шампанское». Первую я шила 8 месяцев, вторую — 24 дня. От идеи до воплощения. Обе работы нашли себе хозяев в Хьюстоне. Поучаствовали в передвижной выставке по США, и больше я их не видела. И, как это часто бывает, особенно у меня, дома не оказалось ни одной фотографии с «Шампанским» (только в каталоге). Зато остался рабочий материал, и я в 2004 году сделала копию для себя «Брызги шампанского». Она-то уже и ездила по Европе, и была сейчас на выставке.

«Засветилась» в некоторых тематических изданиях:

 

Следующая работа — панно «Рыбки в пруду». Ее я шила на Ивановский фестиваль в 2003 году.

Панно выполнено в сложной старинной лоскутной технике, распространенной у нас в России в северных областях, особенно в Каргополе. За границей эта техника называется «ананас» или «pineapple».

Мне захотелось усложнить задачу и, кроме орнамента, создать еще и сюжет. Эта работа стала лауреатом Ивановского фестиваля в 2003 году, стала любимой и узнаваемой, поколесила по выставкам Европы, побывала в Японии на Всемирном фестивале в Токио в 2007 году.

 

В 2004 году журнал «Чудесные мгновения» проводил конкурс лоскутных работ для участия в Европейском фестивале в Эльзасе.

Тему сейчас точно не помню, но на работе должен был отражен какой-то континент по выбору и обязательный цвет работы: для Азии — желтый, для Америки — красный, для Африки — черный, для Австралии и Океании — сине-зеленый. В то время я увлекалась обратной аппликацией, техникой «пицца» и синелью, шила много одежды в этом ключе. Мне нравились эти техники, решила и работу сшить подобным способом. Для этого больше всего подходила Океания.

Как раз в то время на глаза попалась статья в журнале про то, что на острове Раротонга в Аваруа есть священное место. Там растут кокосовые пальмы и не просто растут. Пальмы эти специально никто не сажал. Кокосы упали с родногодерева вниз, их волной смыло в воду, плавали они по морю, выбросило их на сушу, и они проросли. Вот так, совершенно фантастическим образом выросло восемь пальм, которые образовали четкий совершенный круг. Это место стало священным для местных аборигенов. Сейчас туда приезжают туристы подивиться. Уголок безмятежного счастья. Вот это все я и постаралась отразить в работе «Аваруа».

 

Здесь я воспользовалась необычным способом добиться выразительности — применила обратную аппликацию. Это, когда накладывается друг на друга много слоев ткани, прошивается сатиновым зигзагом контур всего рисунка и затем, с помощью ножниц, ткани вырезаются до нужного слоя в нужных местах. В некоторых фрагментах работа проводилась почти вслепую, наощупь, так как там были уже заложены между слоями пайетки и бисер, и разная текстильная мишура для декора, покрытая прозрачными тканями (фатином и органзой). Задача стояла такая, чтобы они не попали под иглу машины при шитье контура, не оказались спрятанными, а открылись при вырезаниии. В работе много вышивки бисером, деревянными бусинами, много объемных элементов (кокосы, листья), лохматость синели придает трехмерный эффект.

Работа заняла первое место в конкурсе, и я была награждена поездкой в Эльзас на международный фестиваль в 2004 году.

В следующем 2005 году на этот фестиваль поехала моя работа «Only you», где она стала лауреатом. Ее я шила на конкурс, который проводил журнал «Чудесные мгновения» совместно с организаторами 11-го Европейского перекрестка пэчворка во Франции. Была дана тема «Ритм-н-блюз».

 

Эта работа тоже большая путешественница! С передвижной выставкой объехала всю Францию и Италию, побывала в Англии на фестивале в Бирмингеме и в составе многих российских выставок.

Каталог работ финалистов 11-го Европейского фестиваля в Эльзасе, Франция, 2005 год.

 

В панно много декоративной стежки и объемных элементов. Я очень люблю эту работу!

В 2006 году я создала своего слона. Это моя самая известная работа. Она так и называется — «Мой большой розовый слон».

Это разноплановая, многодельная работа. Здесь очень много самых разнообразных декоративных элементов: стежки, вышивки ручной и машинной, объемных деталей, канзаши, ручной сборки буфов (на хоботе).

 

С 2006 года известная фирма Madeira, выпускающая замечательные нитки для творчества, выбрала моего Слона для рекламы своей продукции:

 

В 2007 году на VI Всероссийском фестивале декоративного искусства » Лоскутная мозаика России» в конкурсе «Искусство современного шитья» я стала обладателем Гран-при за работу «У судьбы на виражах».

Одеяло выполнено в необычной технике с трехмерными складочками. Они очень обогащают цветовую палитру, создают неповторимую игру и перетекание цвета. Стежки немного, она дозированная, только в раскол всех конструктивных швов.

 

Каталог выставки:

 

Работа несколько лет колесила по миру в составе передвижной российской выставки.

Одеяла

С 2008 года у меня началась «эпопея одеял». Я очень люблю их шить и шью очень много. Одно из них было выполнено в подарок на свадьбу в 2009 году. Это одеяло «Вечный мотив». Оно стало призером на Ивановском фестивале.

 

В работе применены следующие техники: ручная аппликация, лоскутная сборка «барджелло», блоки «колодец» и «конфетти».

Еще одна работа из представленных на этой выставке:

 

Лосика я шила в традиционной русской технике лоскутной сборки с применением машинной аппликации:

Это моя самая новенькая на сегодняшний день работа. И название у нее наглядное и обобщающее — «Мой ЛосьКут».

Моя лоскутная выставка состоялась. Мне самой было любопытно взглянуть на свои разновозрастные работы сегодняшними глазами.

Думаю, что и другим тоже было интересно посмотреть, какие работы были в фаворе первых Российских конкурсов, сравнить их с нынешними. Особенно тем, кто пришел в лоскутное шитье совсем недавно, но уже очень активно участвует в фестивалях и выставках. Ведь лоскутное шитье у нас в России все больше и больше набирает обороты!

 

Подготовила Александра Беликова по материалам сайтов My quilt и Ярмарка мастеров

 

Ссылки по теме:

Блог Веры Суховой: quilt-studio.blogspot.ru

Магазин на Ярмарке Мастеров: http://www.livemaster.ru/verasukhova