Современный квилт

Modern quilt, он же «современный квилт» — термин, используемый для обозначения одного из направлений пэчворка. По каким признакам узнать современный квилт и как он появился? Нина Местецкая в своей неповторимой манере попыталась ответить на эти и другие вопросы.

Что такое «современный квилт»?

Для начала небольшой экскурс в историю. Ни для кого не секрет, что за последние, скажем, 10 лет, популярность пэчворка во всём мире очень выросла. Технические нововведения, такие как роликовый нож, пластиковая линейка и коврик для раскроя, а также швейная машина, сделали этот вид рукоделия доступным практически любому.

Раньше квилты делались месяцами и годами: пока вырежешь детали, пока вручную сошьёшь, пока простегаешь вручную — пройдёт вечность. Даже после появления швейных машин, долгое время считалось моветоном использовать их при создании квилта. Конечно, заниматься этим могли только люди, у которых много свободного времени, в основном, пенсионеры. Во всяком случае, молодёжи, а значит, эксперимента, безобразий и новаторства в этом направлении было мало.

Однако, с тех пор, как доступность пэчворка выросла, в него пришли более молодые люди. Им захотелось быстрых, простых и практичных решений. Пэчворком начали интересоваться художники и дизайнеры, которые уж точно не собирались делать традиционные американские квилты. Квилтеры со стажем, посмотрев на это, тоже частично переметнулись от классики в сторону озорства и легкомыслия, принеся с собой знание технологии.

The Long Necked Cats and the Long Legged Bird, Kathy York

Из этих составляющих – простоты, функциональности, современных дизайнерских идей и старинной технологии – и родился modern quilt — квилт современный.

Разделение на жанры всегда очень условно. Провести границу между тем, где заканчивается пэчворк традиционный и начинается современный, — невозможно. Но есть несколько признаков, которые позволяют какие-то ярлыки всё-таки развесить.

 

Особенности направления «современный квилт»

Для иллюстрации я взяла работы с фестиваля Quiltcon 2015.

1. Ткани

Первое, что бросается в глаза при рассматривании фестивальных работ, это огромная популярность однотонных тканей, иногда разбавленная современными принтами.

Вот, например, квилт на основе традиционного блока «изба». Однотонные ткани разложены «против правил».

Steps, Carrie Strine

 

А вот тут, помимо однотонных, есть ткани с крупным принтом.

Score For Bias Strip Petals: Daisy by Sherri Lynn Wood

 

И домики (тоже известный блок, кстати).

One Third Street Neighborhood by Amy Stevenson

 

2.  Ассиметричный дизайн

Вот как на этом чудесном квилтике, например.

In Wedowee, Chawne Kimber

 

3.  Использование белого, серого, чёрного цветов

Ну вот, например. Очень много белого.

In Defence of HandMade, Thomas Knauer

 

На сайте у автора этого квилта есть поясняющая история. Это увеличенный штрих-код  фабричного квилта, который продаётся в одном из супермаркетов в США. Идея автора в том, что ручная работа берёт начало из масспродукта, и тем самым смеётся над ним.

 

4.  Большое негативное пространство

Негативным пространством в искусстве называется пространство между объектами и вокруг них. В традиционном пэчворке его мало — это бордюры и соединительные полоски между блоками. В современном пэчворке оно становится полноправным действующим лицом и его может быть очень много. Собственно, почти все приведённые примеры это демонстрируют. Но пусть будет свой собственный пример. С составным серым негативным пространством.

The Dishes can wait, Rachel Kerley

 

Кстати, при поиске информации по этой работе в гугле, я натолкнулась на стихотвоерение, которое называется «The dishes can wait» (Тарелки подождут), наверняка известное всем англоязычным людям.

Если название квилта с этим стихотворением связано, сразу добавляется чудесный смысл. И мне очень это нравится.

А вот тут зелёное негативное пространство. И горошек.  По-моему, чудный квилт!

Pickle Jars, Jamie Gonche

 

5.  Графический дизайн

Квилты с узором из простых геометрических фигур, прямоугольников, прямых. Например, вот этот. Я не сразу поняла, как шилась эта работа.

Turning a Corner, Alisa Carlton

 

6.  Гротескное изменение традиционных блоков

Например, традиционный блок, но сшитый в …. несколько бОльшем размере. Размеры этого квилта я найти не смогла, но чтобы шутка работала, он должен быть не маленьким, да? 🙂

I Like BIG Blocks and I Cannot Lie, Allison Chambers

 

7.  Линейная стёжка

Нет, перья и всякие волшебные завитки очень часто встречаются в современных квилтах, но вот такие прямые линии — чаще.

Catenary by Carolyn Friedlander

 

8.  Современный рисунок в аппликациях

Например, вот такая ботаника. Я совершенно влюбилась в эти листочки и веточки (да, это листочки и веточки).

Botanics in Green by Carolyn Friedlander

 

9. Картины, портреты

Традиционный квилт предполагает всё-таки повторение блоков. В современном направлении это скорее редкость. И вообще, можно складывать что-то совершенно неожиданное.

Эта работа взяла первый приз на фестивале Quiltcon 2015.

Face #1 by Melissa Averinos

Вот здесь я нашла очень хороший пост об этом квилте, на английском. Там есть ещё картинки, кадр с глазом с близкого расстояния. И ещё есть слова Мелиссы Аверинос, автора. В переводе звучат примерно так:

«Эта работа сделана не по фотографии и не по рисунку, и без компьютера. Я как будто нарисовала её квадратами и прямоугольниками из ткани так же, как я всю жизнь рисовала красками. И когда я закончила, я заплакала от счастья. Это самая любимая моя работа из всех, сделанных до сих пор.»

 

10. Невероятные технологии

Я некоторое время думала, включать ли этот пункт в наш список. В большинстве случаев невероятные технологии приводят к появлению арт-квилта, а не современного. Разница в том, что арт-квилт — чисто фестивальное и декоративное направление, а современный квилт  в большинстве случаев сохраняет первоначальную миссию квилтов — работать покрывалами и пледами.  (Хотя, конечно фестивальные работы из этой статьи не слишком хорошая к тому иллюстрация. :)) Но, увидев вот это, сомневаться перестала.

Deux, Colleen Wooton

 

Вот что пишет автор про технологию создания этого квилта (перевод мой, текст взят с сайта автора):

«В отличии от традиционных квилтов, мои начинаются с дизайна, созданного на компьютере. Затем я печатаю этот дизайн на ткани. Ткань с напечатанным рисунком становится верхним слоем моего квилта. К нему добавляются наполнитель и изнанка и всё вместе плотно простёгивается, создавая поверхность с интересной богатой текстурой.»

Рассматривая фестивальные работы, я сразу обратила внимание на этот квилт, но пока я не попала на сайт автора, даже не подозревала, как он сделан.

 

11. Миксы

Ну и последний пункт. Долго думала, как назвать. Это есть во многих современных квилтах — смесь блоков, приемов, текстур.

Emergent, Kari Vojtechovsky

 

Пытаясь сформулировать своё отношение к этому направлению в пэчворке, я нашла вот какую мысль. Направление «современный квилт» даёт практически безграничные возможности для самовыражения, причем простыми всем доступными средствами.

Сразу очень хочется так же смело и точно делать своё.  А вам?

 

Ссылки по теме:

QUILTCON — самый большой в мире фестиваль современных квилтов. Проводится с 2013 года, в феврале. Ближайший фестиваль — 18-21 февраля 2016, Пассадена, Калифорния, США.

Simply Modern – новый англоязычный журнал, посвящен современному пэчворку.

Modern Quilt Guild — гильдия современного лоскутного шитья.

Добавить комментарий