Можно ли «подружить» американские ткани и традиционное русское шитье? Возможно ли сшить большое лоскутное одеяло на старенькой швейной машинке без современных инструментов для пэчворка? Пример Светланы Ряниной из Тюмени показывает: да! Получится все, если за дело взяться с душой и усердием.
Признаюсь, когда я впервые увидела эти фотографии, подумала: какой хороший имиджевый ход! Как верно выстроен образ! Так и вижу хозяйку уютного деревянного загородного дома, в руках которой — ремесло. Красивую картинку дополняли винтажная машинка, ткани «в мелкую крапушку» и тяжелые железные ножницы… Как будто кто-то достал с чердака коробку с фотографиями и выложил в современные соцсети этот привет из далекого прошлого.

Мое журналистское любопытство заставило написать автору лоскутных работ. Вопрос был один: это что, все правда? Вы правда не используете нож, линейку, мат и шьете на старинной машинке? Оказалось — да.
— Подольская механическая машинка на фото — действующая, и я действительно шью на ней свои одеяла, — рассказывает Светлана Рянина. — Она досталась мне от покойной бабушки мужа. Стояла без дела, и когда я решила попробовать себя в лоскутном шитье, села за нее. Работа сразу пошла! В родительском доме была такая, с детства помню как на ней шить. Очень люблю эту машинку, она меня вдохновляет своим черным корпусом, узорами и деревянным ящиком в основании.

— Вы живете за городом?
— Я городской житель, но очень люблю землю и природу, лето провожу на земле. С весны до осени занимаюсь огородом, сбором трав, урожая. В планах переезд на землю. Мечтаю о своем доме.
— Светлана, с чего началось Ваше увлечение пэчворком?
— Мое увлечение лоскутным шитьем ничто не предвещало, я до сих пор не могу поверить что все эти одеяла нашила я. Не имела к шитью ни малейшего интереса и отношения, никогда не шила и не собиралась шить. Но с рождением детей стала интересоваться русским фольклором, традицией, это привело меня в магазин Красный Базар. Там я увидела одеяла Ириночки Тимофеевой и остолбенела, будто никогда до сих пор не видела или не замечала подобного. Вдохновившись красотой, решила попробовать сшить для себя маленькое одеяло, да так с тех пор и не останавливаюсь.

— А уроки были? Откуда узнали основы?
— Нет, я самоучка: не училась ни у кого, не посетила ни одного мастер-класса, и в YouTube уроков не смотрю, хотя, говорят, там много чему можно научиться. Шью не по правилам, а по вдохновению. Очень вдохновляет этнография. Например, детское одеялко из постоянной экспозиции РЭМ побудило меня к созданию трех его реплик.
Я очень люблю рассматривать музейные русские одеяла: изучать как подобраны лоскутки, основные и ньюансовые цвета, как собраны изделия по композиции и геометрии рисунка. Ведь русская традиция — это по большей части импровизация без опоры на схему. Каждое этнографическое одеяло самобытно, каждое несет свой почерк исполнения, отражение характера и мировоззрения мастерицы, ее художественного видения. Это очень интересно.

— Цветовые сочетания в ваших работах действительно потрясающие. Уютные! Поделитесь секретом, как подбираете ткани для проекта?
— Не рискну назвать свои работы проектами, потому что, как правило, у меня нет схемы проекта, нет четкого плана, которому я следую, которого придерживаюсь. На начальном этапе я могу отобрать одну палитру — стопку тканей, а по ходу работы отказаться от какого-то цвета или оттенка и ввести новые.
Подбираю цвета на свой вкус, ищу такие сочетания, которые на мой взгляд будут гармоничны и приятны моему глазу. Знаете, как существует 50 оттенков серого, столько же оттенков у каждого цвета. Работать в локальном цвете наверное легче, но мне интереснее покопаться в тональности, в звучании цвета. Вообще, на мой взгляд, любые цвета гармонично сочетаются, если найти те самые подходящие сочетающиеся оттенки.

— В какой последовательности идет работа: ткани подсказывают схему блока или блок подсказывает расцветку тканей?
— Чаще все диктует цвет, за ним следуют детали и геометрия. Я не люблю шить по схемам, единственный блок который я на сегодняшний день шью — это ананас, остальное если и похоже на какие-то блоки, то сочиняю я их без опоры на схемы.
— Но при этом у Вас уже есть свой узнаваемый стиль — русские традиционные блоки и американский хлопок.
— Спасибо, это приятно, Но у меня не было цели выработать стиль и узнаваемость. Как я сказала выше, каждая мастерица имеет свой почерк, видение, характер который придает ее работам присущие ей черты. Я просто шью как вижу и чувствую, а получается, что мои одеяла объединяет мой личный почерк исполнения.
Тут не важно из каких материалов и в какой стилистике шить. Сегодня это американский хлопок. Завтра меня могут вдохновить корейские или турецкие ткани, и увлечь западная стилистика, все равно мои работы будут узнаваемы как мои. Думаю, каждому мастеру присущ свой почерк.

— И все же, вернемся к процессу. Мы выяснили, что Вы шьете без специальных современных инструментов для пэчворка, а стегаете как?
— Стежка довольно трудоемкий процесс, не только для меня, но и для машинки. До сих пор мне удавалось выполнять стежку на механической машинке, но на последнем одеяле строчка стежки никак не удавалась. Муж понес ее в ремонт и вернулся с двумя машинками, моей подольской которую мастер отказался ремонтировать и новой электрической, на ней я выполняю теперь стежку.
В стежке главное выбрать иглу не меньше 100, нитки хорошего качества и надежно скрепить слои будущего одеяла, для этого я использую обычные булавки (иголочка с петелькой на конце), специальные булавки для пэчворка не использую.

— Новая электрическая машинка — хороший подарок на новый год. А что еще хотелось бы получить в подарок?
— Меня точно порадует пара законченных мной одеял. С тремя маленькими детьми трудно уделять много времени шитью, поэтому самое желанное для меня — это наличие времени и возможности шить. А под елкой хочу найти красивую английскую посуду, очень люблю Portmeirion.
— Ваши работы достаточно просты, блоки самые традиционные. Не хочется попробовать что-то сложнее, различные варианты Звезд, например?
— Хороший вопрос… Я люблю лаконичные формы и сдержанность, но усложнять одеяла планирую, чтобы было интереснее шить. Правда, шить по схемам не входит в мои планы. Мне редко нравится геометрия схем известных блоков, но не исключаю что приду к этому когда-нибудь… Пока же хочется придумывать свое.

— Ваша профессиональная победа как мастера — в чем она? Чем Вы гордитесь?
— Не считаю себя мастером, я скорее любитель. Не знаю как правильно, как принято, шью как вижу и развиваюсь своим темпом. Моя победа — это одеяло «Английский чай», я очень довольна результатом. Это самое сложное из того что мне приходилось шить, над ним пришлось немало потрудиться. И как же я рада, когда оно уехало в Великобританию, украшать дом нашей соотечественницы, живущей там. Вот так все здорово сошлось!

— Есть ли какой-то совет для новичков, который Вы можете дать?
— Самое главное — верить в себя и не бояться. Лоскутное шитье проще, чем кажется на первый взгляд. Начните с простых форм, в работе с ними появится навык, базовое понимание азов лоскутного шитья. Пробуйте работать с разными тканями, чтобы сложить собственное мнение о производителях и понять для себя с чем лучше работать.
Не ищите готовых рецептов, слушайте себя. Позвольте своему вдохновению и творчеству проявиться в собственном творении. Каждый человек — художник .
— Согласна, любая лоскутница, конечно, художник. А еще (очень часто) — без сапог сапожник. Это про Вас?
— Нет-нет, совсем не про меня. У всех членов нашей семьи есть свои лоскутные одеяла. И сейчас в работе несколько одеял, наслаждаюсь процессом и радуюсь результату.
— Спасибо, Светлана!

Следить за творчеством Светланы Ряниной вы можете в группе ВКонтакте, а также в Инстаграм.